Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 62 «Огонек»

53 – 70 – 30
45 – 48 – 48

ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ

Организация питания

План-меню

 Постановление об установлении денежных норм питания воспитанников в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных организациях города Тамбова

Санитарно-эпидемиологические правила и нормы САНПИН 2.3/2.4.3590-20

Организация питания в МБДОУ «Детский сад 

62 «Огонек»

  Питание в МБДОУ «Детский сад  № 62 «Огонек» организовано и проводится в соответствии с СанПиН 2.3/2.4. 3590-20,  Уставом и локальными актами ДОУ. В детском саду созданы:  административно – общественная комиссия, бракеражная комиссия. Главная задача данных комиссий – контроль качества питания детей в детском саду.

Рациональное питание является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребёнка, оказывая  самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост и развитие детского организма. От качества питания во многом зависит состояние здоровья ребёнка. Рациональное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма в пищевых веществах и энергии, обеспечивает нормальное гармоничное развитие ребёнка, повышает его устойчивость к различным неблагоприятным факторам внешней среды, способствует выработке иммунитета к различным инфекциям. При составлении рациона  учитываются возраст ребёнка, уровень его физического развития, физиологическая потребность в основных пищевых веществах и энергии, состояние здоровья, условия воспитания. Питание ребёнка в детском саду организовано таким образом, что оно полностью обеспечивает растущий организм энергией и основными пищевыми веществами.

Правильный режим питания детей предусматривает соответствующее распределение различных продуктов в течение суток.

Правильно построенное питание формирует у детей полезные привычки, закладывает основы культуры питания: у детей формируются культурно-гигиенические навыки, полезные привычки, вкусовые притязания, закладывает основы культуры питания и столового этикета.

В детском саду большое внимание уделяется контролю организации питания, который осуществляет административно-общественная комиссия, бракеражная комиссия. Родители постоянно имеют возможность познакомиться с  ежедневным меню, получить консультации у медицинской сестры, ответственной за организацию питания в ДОУ. На стендах для родителей оформляются консультации по вопросам питания, проводятся акции «Любимые блюда моего ребёнка»,  «Дни русской кухни».

Для эффективности контроля питания в детском саду составлены график и циклограмма проведения контрольных рейдов, которые проводятся периодично. За каждое мероприятие назначено ответственное лицо; результаты контроля обсуждаются на заседаниях административно-общественной комиссии, медико-педагогических совещаниях, производственных совещаниях. По результатам контроля издаются приказы по ДОУ. Планирование контроля даёт возможность сравнить его результаты за определённые периоды времени и вовремя внести коррективы в процесс организации питания в ДОУ.

Мероприятия по контролю за питанием

Наименование мероприятия Исполнитель Периодичность

1.

Контроль за питанием детей. Контроль исправности производственного, в т.ч.разделочного инвентаря, маркировке, правильности его использования. Заведующий, завхоз,       шеф-повар. ежедневно

2.

Проверка столовой и кухонной посуды на целостность. Заведующий, завхоз,       шеф-повар. 1 раз в месяц

3.

Проверка выполнения режима организации питания. Заведующий, завхоз,       шеф-повар. ежедневно

4.

Проверка витаминизации блюд. Заведующий, завхоз,       шеф-повар, кладовщик ежедневно

5.

Проверка суточной пробы Бракеражная комиссия ежедневно

6.

Контроль качества поступающего производственного продовольственного сырья и ведение необходимой документации. Заведующий, завхоз,       шеф-повар, кладовщик ежедневно

7.

Контроль хранения, реализации скоропортящихся продуктов. Кладовщик ежедневно

8.

Контроль хранения продуктов и температурного режима холодильников. Шеф-повар, кладовщик ежедневно

9.

Контроль хранения овощей и температурного режима в овощехранилище. Кладовщик, шеф-повар 1 раз в неделю

В ДОУ производится

визуальная оценка  организации  процесса   питания в группах, выполнение режимных моментов в процессе питания, соблюдение культурно-гигиенических правил.

Заведующий, заместитель заведующего, старший воспитатель ежедневно

2

Проверка сроков прохождения сотрудниками гигиенической подготовки и медицинских осмотров.— Все   работники   ДОУ   проходят   медицинский осмотр,

профессиональную       гигиеническую подготовку в установленном порядке.

— Персонал ДОУ должен соблюдать правила личной гигиены, оставлять верхнюю одежду и личные вещи в специально отведённом месте, коротко стричь ногти.

Заместитель заведующего 1 раз в год,

1 раз в 2 года (педагоги, технический персонал),           1 раз в год (младшие воспитатели, работники пищеблока, кладовщик)

Педагогический аспект организации питания в ДОУ

Работа с педагогами

Работа с родителями

Работа с детьми

-Знание и соблюдение

санитарно-эпидемиологических

правил и нормативов для ДОУ и других нормативно-правовых документов в образовании.

-Изучение инновационных

педагогических технологий

по данной теме.

-Планирование различных форм работы с детьми по теме в образовательных областях «Социально -коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

-Оснащение педагогического процесса необходимыми

пособиями и оборудованием по теме.

-Знание правил столового

этикета.

-Семинары, семинары- практикумы.

-Консультации.

-Мастер-классы, презентации, видео – отчёты.

-Самообразование педагогов, обобщение опыта.

-Оперативный и

систематический контроль.

-Разработка проектов, подготовка и проведение акций, праздников, развлечений по теме.

-Информационные стенды:   консультации, рекомендации, советы

-Акции: «Советуем приготовить»- рецепты для родителей; «Любимые блюда моего ребёнка», «Любимые блюда русской кухни»

-Родительские собрания на тему: «Питание в ДОУ, привитие  культурно-гигиенических навыков детям дошкольного  возраста», «Столовый этикет дома»,

-Участие  родителей в работе с общественно-административной комиссии.

-Участие в проектах,  конкурсах¸ праздниках, досугах, развлечениях

ОО «Физическое развитие»:

-проектная и экспериментальная деятельность;

«Съедобные и несъедобные  грибы», «Витамины и здоровый  организм»,

«Что мы делаем, когда едим?» и т.д.

ОО «Речевое развитие»: «Почему нужно есть много  овощей и фруктов», «Откуда хлеб  на стол пришел», «Правила поведения   за столом» и т.д.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»:

-Проекты «Школа здорового питания», «Школа здоровья», «Я расту», «Витаминное дерево».

-Дидактические игры  на формирование  знаний о  пользе и вреде продуктов питания, на формирование

культуры еды, культуры поведения за столом.

ОО «Речевое развитие»:

чтение детской и познавательной литературы; загадывание загадок о продуктах питания, разучивание стихов, потешек,  песенок, поговорок, пословиц, связанных с выполнением  культурно-гигиенических  правил

ОО «Познавательное развитие»:

-Исследовательская работа: рассматривание зерен различных круп, опыты с посадкой заранее замоченных и сухих   семян  растений, сравнение результатов; ознакомление с витаминами на примере продуктов питания; показ презентаций

ОО «Художественно-эстетическое развитие »:

рисование и аппликация, лепка из соленого теста  и глины;

-Развлечения, досуги, посвященные теме питания, привитию культурно-

гигиенических навыков, драматизация сказок: «Колосок», «Колобок» и т.д.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»:

дежурство, подготовка салфеток, складывание скатертей, сервировка стола (праздничная и повседневная)

Питание — Весна

Рекомендации для родителей по организации питания детей в весенний период.

1

В весеннее время резко снижается количество витаминов в пищевых продуктах. Молоко и молочные продукты должны правильно и ежедневно входить в рацион питания ребёнка.

Весной дети должны обязательно получать капусту свежую и квашеную, свёклу, лук, морковь, лимоны. Эти овощи и фрукты лучше давать в виде салатов.

Весной под действием ультрафиолетовых лучей в организме ребёнка вырабатывается витамин «Д». Значит ребёнок должен больше гулять на свежем воздухе. Витамин «С» весной вводится в организм ребёнка при добавлении аскорбиновой кислоты в кисели и компоты.

Помните, что полноценное питание поможет вырастить ребёнка здоровым.

Хорошим примером для детей является питание взрослых. Если окружающие едят с удовольствием фрукты и овощи, каши и мясо, то ребенок этот образ питания воспринимает как норму. Если же выделять его питание, продолжать готовить ему отдельно все протертое, а близкие ему взрослые будут есть другую пищу, то совершенно естественным будет отказ ребенка от щадящего детского питания. Как правило, взрослые совершают еще одну большую ошибку — обсуждают вкусовые пристрастия и поведение ребенка за столом в его присутствии, при этом в большинстве случаев информация несет негативный окрас, что формирует соответствующее поведение ребенка и его отношение к еде или конкретным блюдам. Ребенок в возрасте 2-4лет очень пластичен для воспитания и формирования хороших привычек, в т.ч. и пищевых — убеждайте, разъясняйте, приводите примеры, приглашайте к себе за стол других детей, отличающихся хорошим аппетитом. В коллективе обычно дети очень хорошо едят и постепенно, прислушиваясь к Вашим словам, будут есть положенное. Только не срывайтесь в крик. Это не то, что не поможет, такое Ваше отношение может на долгие годы сформировать у ребенка отрицательное поведение в питании.

Правильный подбор продуктов – условие необходимое, но еще недостаточное для рационального питания дошкольников. Необходимо стремиться к тому, чтобы готовые блюда были красивыми, вкусными, ароматными и готовились с учетом индивидуальных вкусов детей. Другим условием является строгий режим питания, который должен предусматривать не менее 4 приемов пищи: завтрак, обед, полдник, ужин, причем три из них обязательно должны включать горячее блюдо. Если интервал между приемами пищи слишком велик (больше 4 часов), у ребенка снижаются работоспособность, память. Чрезмерно же частый прием пищи снижает аппетит и тем самым ухудшает усвояемость пищевых веществ. Организация питания детей в дошкольном учреждении должна сочетаться с правильным питанием ребенка в семье. Для этого необходима четкая преемственность между ними. Нужно стремиться к тому, чтобы питание вне детского сада дополняло рацион, получаемый в организованном коллективе. С этой целью в детском саду ежедневно вывешивается меню. В выходные и праздничные дни рацион питания ребенка по набору продуктов и пищевой ценности лучше максимально приближать к рациону, получаемому им в дошкольном образовательном учреждении.

Примерное меню на зимне-весенний период времени размещено на сайте детского сада в рубрике «Питание».

Питание и Воспитание

РЕБЁНОК ЗА СТОЛОМ

Обобщая опыт работы воспитателей в детском саду за много лет, прослеживается тенденция кардинального изменения вкусов и привычек современных родителей. Рацион современной молодежи во многом отличается от тех продуктов, на которых выросли их родители. Приводя малыша в ясли, дабы отвлечь от горестного расставания, мама зачастую кладет ему в карман импортную конфетку в яркой упаковке. Конечно,
никакой ребенок не станет кушать детсадовскую кашу, зная, что имеется у него в тайне от других. Да и долгожданная встреча малыша с родителями, несомненно, сопровождается таким же ритуалом.
Хочется довести до сведения молодых родителей важность правильной организации питания детей, начиная с самого раннего детства. Ведь рациональная, сбалансированная, «здоровая» пища — залог гармоничного физического и нервно-психического развития. Учитываю генетическую связь с исторически сложившимися привычками, необходимо поддерживать традиции русской кухни, быть примером ведения здорового образа жизни своему малышу.
Основная задача родителей: обеспечение полноценного, разнообразного рациона питания своих детей.
В Ваших силах:
1. Распознать и поддержать у ребёнка пищевой интерес;
2. Сформировать у него правильное пищевое поведение;
3. Научить столовому этикету.

Последовательность формирования культурно-гигиенических навыков.

Родители ребёнка в возрасте от 1-го года до 2-х лет в силах:
❖Сформировать умение пользоваться ложкой.
❖ Приучить самостоятельно есть разнообразную пищу.
❖ Научить пользоваться салфеткой.
❖Закрепить умение садиться на свой стул за маленький стол, выходя из-за стола, задвигать свой стул.
❖Приучить малыша мыть руки перед приёмом пищи и правильно пользоваться полотенцем с помощью взрослого.
В возрасте с 2-х до 3-х лет задачи взрослого усложняются.
Необходимо:
❖ Закрепить умения самостоятельно мыть руки с мылом перед едой, насухо вытирать их полотенцем без помощи взрослого.
❖ Закрепить умение опрятно кушать, тщательно пережевывать пищу, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой без напоминания.
❖ Сформировать умение выполнять элементарные правила поведения за столом: не выходить из-за стола, не закончив еду. Говорить «спасибо».
❖ Учить к 3-м годам сервировке стола (принести ложки на каждого члена семьи, убрать за собой пустую, грязную посуду).

Почему пропал аппетит?

Вы слышали, как громко и требовательно кричат голодные птенцы? Пернатые родители с утра до вечера только и делают, что кормят своих детей. С каким воодушевлением поглощают пищу котята, щенки и прочие животные. И только среди человеческих детёнышей есть такие, которые сидят грустные и бледные, роняют слёзы в тарелку и совершенно, ни капельки, не хотят есть!!!
Причины потери аппетита у детей второго года жизни:
6. Ребёнок не хочет есть из-за проблем с пищеварением, вы поторопились с введением твёрдой пищи, новых блюд.
7. Малыш болен.
8. Может появиться временное отвращение к какому-либо продукту или блюду (надоела каша…)
9. Ребёнка не устраивает запах пищи, объём порции, ведь мама накладывает на свой взгляд и ориентируется на свой вкус.
10. Малыш просто не проголодался, так как много съел на предыдущий приём или у него были «перекусы» печеньем, бананом и т.д.

Почему отказываются от еды 3-х летние дети?

1. Нет или снижен утренний аппетит, так как не израсходована энергия за ночь, был поздний плотный ужин.
2. Самоутверждение ребёнка в семье: теперь он «командует парадом» и сам говорит о своём желании «отобедать». Нежелание малыша придерживаться жесткого режима питания. Введите «гибкий» режим питания(+ / — 10-15 минут).
3. Ребёнку скучно есть за столом вместе с взрослыми, ему нужны друзья — дети. Посадите малыша за отдельный собственный столик, составьте ему компанию из детей или игрушек.
4. Малыш болен.

Памятка родителям «Как вернуть аппетит»

1. Осознать причины отказа ребёнка от еды.
2. Набраться терпения и не кормить дитя насильно.
3. Искать подходы к своему ребёнку: кормить спокойно, терпеливо, не торопя, не отвлекая от еды игрой или чтением. Важно донести, что пища — это ценность, к ней мы относимся с уважением.
4. Не применять поощрения за съеденное, угроз и наказаний за несъеденное.
5. Понять своего малыша: что любит, что надоело, голоден ли он вообще.
6. Организовать приём пищи по «гибкому» режиму. Если крохе необходимы «перекусы», то это должна быть только полезная пища: сыр, фрукты, зерновые хлебцы, овощи. Нельзя приучать ребёнка к сладостям! Если малыш не ест салаты, предлагайте ему «чистые» продукты.
7. Уважайте инициативу своего ребёнка. Поощряйте его за желание есть самостоятельно, стремление участвовать в сервировке стола.
Помните: положительное отношение к еде у детей формируется долго. Приучайте ребёнка к здоровой пище с раннего детства. Манера поведения за столом будет определять культурный уровень личности.
Здоровое питание — это еще и разумное воспитание !!!

Здоровое питание

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ НАШИХ ДЕТЕЙ»

Уважаемые родители!
Сегодня мы подняли, как нам кажется, очень важную тему:
«Здоровое питание наших детей».
Из чего складывается здоровье:
1. Экологическая обстановка (которую трудно изменить).
2. Отношение взрослых к детям, в том числе медиков и педагогов (которое можно изменить).
3. Правильное питание – вот то, что находится полностью в наших руках (его можно изменить).
Что ребенку есть, в каком виде и в каких условиях, мы решаем сами. И незаметно, потихонечку, из года в год приучаем организм наших малышей к добавкам, красителям, наполнителям, всяким Е,Е,Е. И даже не задумываемся, что они обозначают, и какие последствия несут.
Все реже увидишь маму, купившую кефир, ряженку для своего ребенка – зачем, когда есть йогурт, фругурт, и т.д.
И тем более мам, которые сварили бы компот из сухофруктов – зачем, когда есть соки, фанты и кока – колы.
А когда приходит ребенок в детский сад, начинаются проблемы – я такой компот не пью, такую рыбу не ем, котлеты не люблю. А сосиску я буду!
А детские сады, в свою очередь, хотят обеспечить ребенка полноценным питанием – натуральным, правильным. Поэтому в рационе у детей есть и творог, и рыба, и мясо, и капуста, и печень, и просто кефир с ряженкой.
Подавая детям блюда на стол, мы стараемся рассказать о пользе этого продукта.
Получаемое ребенком питание должно не только покрывать расходуемую энергию, но и обеспечить материал, необходимый для роста и развития организма.
В течение дня ребенка пищу распределяют примерно так:
1. 35 – 40% — приходится на обед
2. 10 – 15% — на полдник
3. 25% — на завтрак и ужин
Пища, которую употребляет ребенок, должна быть:
1. Полезной.
2. Разнообразной.
3. Вкусной.
Для растущего детского организма вреден как недокорм, так и перекорм.
Жалобы на плохой аппетит не столь редки. И перепуганные родители делают все, чтобы ребенок поел.
Ребенок – существо социальное. Потребности и интересы всегда связаны со взрослыми. Образец отношения к приему пищи, вкусовым предпочтениям, которые дает семья, обладают огромной силой.
Иначе говоря, если в семье никто не ест и не готовит гороховый суп, как ребенок поймет, что это вкусно.
Для ребенка наиболее близким человеком, образцом для подражания всегда выступает мать, на втором месте – отец. Поэтому влияния матери и отца на воспитание вкусовых ощущений, вкусовых привычек, как в сторону позитива (полезные продукты), так и негатива (вредные продукты, вредные пристрастия), намного превосходит влияние других взрослых – бабушек, дедушек, воспитателей.
1. Моя мама сказала, что свекла очень полезна.
2. Мой папа сказал, что каша это гадость.
Мнения родных для них очень дорого.
Малыши впечатлительны, доверчивы и внушаемы. Поэтому, если взрослые члены семьи допускают при ребенке частые разговоры о том, что
— да он же у меня не ест молочные блюда…
— он у меня такой разборчивый в еде…
— он лук крупный в борще не ест, я его на мясорубке мелю и т.д.,
то сами подают пример излишней разборчивости в пище. Это отрицательно влияет на аппетит ребенка.
Распространенная ошибка заключается в том, что родители слишком легко соглашаются с нежеланием ребенка принимать то или иное блюдо: «Я не хочу, не люблю, не буду, не вкусно».
Или наоборот, легко соглашаются с желаниями ребенка принимать большое количество пищи, уступая его капризам: «Я хочу еще булочки, я еще хочу конфет, чипсов и т.д.»
Естественно, полезный, да еще и новый продукт или блюдо, вводимый в рацион ребенка, может вызвать определенную негативную реакцию.
Но если вы проявите должный такт и терпение, возьмете за правило убеждать ребенка, объясняя необходимость, полезность продуктов питания, то проблемы будут решены.
Многие родители жалуются на плохой аппетит малыша.
Но, если ребенок, к примеру, на завтрак получил достаточно калорийную пищу, в этом случае время обеда придется перенести на позднее время.
Не забывайте о том, что у ребенка свои порциональные нормы блюд.
1. 1 блюдо – 200 – 250гр.
2. 2 блюдо – 60гр. (мясное) и т.д.
Давайте ребенку только такое количество пищи, которое он охотно и без ущерба для здоровья съест.
Вполне здоровый ребенок отличается обычно хорошим аппетитом и съедает столько, сколько нужно для его возраста.
Крайне отрицательно влияют на аппетит, на приятное вкушение пищи бесконечные одергивания, типа «не чавкай, не кроши, как ты держишь вилку, у тебя не руки, а крюки». Милые родители, а у Вас возник бы аппетит и желание принимать пищу в таких условиях?
На аппетит влияет самостоятельность и культура еды. Чем увереннее и легче ребенок владеет ложкой, вилкой, ножом, тем меньше затруднений у него вызывает еда. От взрослого требуется терпение, уважение к ребенку. Ловкость, аккуратность приходит не сразу.
Но если Вы приучите ребенка к красивой сервировке стола, удобной посуде, сменяемой после каждого блюда, пользованию салфеткой, то Вы решите проблему культуры поведения за столом.