Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 62 «Огонек»

53 – 70 – 30
45 – 48 – 48

«Условия получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья»

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
   Целью образования детей данной категории является введение в культуру, используя особым образом построенное образование, выделяющее специальные задачи и разделы обучения, а также — методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.

Конвенция-ООН-о-правах-инвалидов-от-13.12.2006

Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309

Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015)

Федеральный-закон-от-24.11.1995-№-181-ФЗ-О-социальной-защите-инвалидов-в-РФ

Комплексное сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

 1. Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов

 Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012, вступивший в силу 01.09.2013 Статья 42

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся должны быть проинформированы о целях и формах организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательном  процессе, являющимся необходимым условием реализации образовательной программы в образовательной организации.

Психолого-педагогическая помощь оказывается обучающимся на основании заявления или согласия  в письменной форме родителей (законных представителей).

Бланк согласие родителей  Скачать  на психолого-педагогическое сопровождение.

В Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад  № 62 «Огонек»  представлены равные условия для получения качественного дошкольного образования и обеспечены равные права детям, имеющим разные стартовые возможности.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, от 29.12.2012 года № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации», приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основам общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования», уставом Учреждения созданы условия для образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, для их сопровождения и осуществления индивидуального подхода созданы психолого-педагогические и материально-технические условия для комфортного обучения, ухода и присмотра.

Среди воспитанников МБДОУ «Детский сад № 62 «Огонек» есть дети, имеющие фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. Для оказания квалифицированной коррекционной помощи таким детям функционирует логопункт, оснащенный необходимым оборудованием, материалами и пособиями, группа комбинированной и компенсирующей направленности.

В МБДОУ функционирует 2 группы комбинированной направленности.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 62 «Огонек»реализует Адаптированную образовательную программу дошкольного образования (далее Программа) в группе комбинированной направленности и на логопункте.

Программа разработана специалистами МБДОУ № 62  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО),в соответствии с  рекомендациями программы «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.

Программа учитывает новые стратегические ориентиры в развитии системы дошкольного образования:

  1. повышение социального статуса дошкольного образования;
  2. обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
  3. обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
  4. сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Программа является нормативно-управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим специфику содержания образования и особенности организации воспитательно-образовательного процесса, направленным на обеспечение разностороннего развития детей в возрасте от 5 до 7 лет по направлениям (образовательным областям): физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей, интересов и потребностей воспитанников.

Адаптированная программа

С детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ работают следующие специалисты:

  • учителя-логопеды (Жерноклюева Т.А. педагог первой квалификационной категории, Комарова Н.С., педагог первой квалификационной категории)
  • педагог-психолог (Рыжкова Т.А. педагог первой квалификационной категории)
  • инструктор по физической культуре (Дубышкина Н.А. педагог первой квалификационной категории)
  • медицинская сестра
  • музыкальные руководители (Куделя О.А., Незнанова О.Ю. педагоги первой квалификационной категории)
  • педагог дополнительного образования (хореограф) (Гурова Я.И.)

Специалисты реализуют индивидуальные образовательные маршруты, разработанные исходя из особенностей психо-физического развития и индивидуальных возможностей воспитанников.

Индивидуальный образовательный маршрут — это образовательное пространство, создаваемое для ребенка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого- педагогического сопровождения в МБДОУ специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения ребенка на протяжении определенного времени.

Чтобы создать индивидуальный маршрут ребёнка с ОВЗ в Учреждении, проводится полное всестороннее психолого-педагогическое обследование. Специалисты МБДОУ (учитель- дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог) наблюдают за ребенком в деятельности, беседуют с ним и его семьей, диагностируют проблемные и успешные зоны развития и только затем начинают работать над составлением индивидуального образовательного маршрута по  реализации адаптированной образовательной программы МБДОУ, созданием индивидуальных условий, подбором обучающего материала, заданий и занятий.

В ходе сопровождения специалисты осуществляют мониторинг результатов работы, чтобы при необходимости скорректировать план действий совместно с семьей ребенка.

На учебный год составляется План-график проведения диагностических обследований, которые проводится с детьми с ОВЗ два раза в год: в сентябре (входная) и в мае — итоговая. По результатам диагностики организуется система индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми, которая согласуется с родителями (законными представителями) ребенка.

На учебный год составляется План-график проведения диагностических обследований, которые проводится с детьми с ОВЗ два раза в год: в сентябре (входная) и в мае — итоговая. По результатам диагностики организуется система индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми, которая согласуется с родителями (законными представителями) ребенка.

Родители (законные представители) дают согласие на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном учреждении в письменном виде.(wогd согласие).

В Образовательном учреждении имеются необходимые специальные учебные пособия  и дидактические материалы для проведения коррекционно-образовательной деятельности с детьми.  В кабинетах специалистов имеются методические пособия  и дидактические материалы для работы с детьми ОВЗ и детьми – инвалидами.

Кабинет педагога-психолога используется для проведения  диагностической, коррекционной, консультативной, психопрофилактической работы, реализации задач по организации психологического сопровождения педагогического процесса.

  • Игровые комнаты оснащены современными  игровыми комплексами, мебелью в соответствии с возрастными особенностями воспитанников и требованиями СанПиНа, включающие в себя пространство движения, мягких модулей.

В целях обеспечения эффективной работы с детьми с особенностями в воспитании, обучении и адаптации в ДОУ создан психолого-медико-педагогический консилиум.

2. Условия беспрепятственного доступа в образовательную организацию лиц с ОВЗ и инвалидов

В целях обеспечения специальных условий образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в МБДОУ детский сад № 62 «Огонек»  создается безбарьерная среда, которая учитывает потребности детей. Учитывая все категории детей-инвалидов и детей с ОВЗ, которые могут быть зачислены в контингент обучающихся, в настоящее время совершенствуется среда Учреждения  необходимым оборудованием, обучающими и развивающими пособиями, играми.

В МБДОУ  определены мероприятия по совершенствованию условий беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных групп населения, в соответствии с Паспортом доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ).

Доступ в здание для маломобильных групп населения обеспечивается при помощи персонала Образовательного учреждения.

Паспорт доступности для инвалидов объекта МБДОУ «Детский сад № 62 «Огонек» и предоставляемых на нём услуг в сфере образования.

ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ