Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 62 «Огонек»

53 – 70 – 30
45 – 48 – 48

Советы педагога-психолога

                                                СОВЕТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА.

                               Памятка родителям первоклассников.

      Педагог-психолог Рыжкова Т.А.

   Поддержите в ребёнке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьёзное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

 Обсудите с ребёнком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

 Ваш ребёнок идёт в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться – это, естественно. Ребёнок имеет право на ошибку.

 Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

  Не пропускайте трудности, возможные у ребёнка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у будущего первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними до школы или на первом году обучения.

  Поддержите ребёнка в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

    Если Вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за консультацией.

   С поступлением в школу в жизни вашего ребёнка появился «значимый взрослый». Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о первом учителе.    

    Учение — это нелёгкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребёнка, но не должно лишать её многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий. 

 

СОВЕТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА.

Некоторые рекомендации по преодолению конфликтных ситуаций.

Педагог-психолог Рыжкова Т.А.

Совет 1. Чтобы с раннего возраста избегать конфликтных ситуаций с детьми, необходимо примерно в 1/3 случаев уступать своему ребенку. В 1/3 настаивать на своем, а в 1/3 оставлять вопрос открытым, т.е. отвлекать ребенка и отвлекаться самим: петь, плясать, смеяться, придумывать любые способы отвлечения. Но в каждом случае это соотношение должно быть индивидуальным, так как все дети разные.

Совет 2. Прежде чем принять решение, давать себе время подумать, а потом реагировать. Лучше  ничего не сказать, чем сказать ничего.

Совет 3. Потребовав что-либо от ребенка, дайте ему время. Ребенок не автомат.

Совет 4. Не внушать ребенку отрицательного, не запугивать его.

Совет 5. Почаще внушайте ребенку положительное. Начинайте каждый день с ребенком радостью, а заканчивайте миром.

Совет 6.Будьте уверены в правильности своих решений и поступков.

Совет 7. Давайте ребенку отдых от внушений, во всяком случае, от однообразных.

Совет 8.Чаще задумывайтесь над тем, а всегда ли вы являетесь примером для подражания своим детям.

Совет 9. Уважайте тайну ребенка. Преступно не уважать его тайны и секреты.

Совет 10. В любой ситуации учитывайте свое состояние и состояние ребенка.

Совет 11. Наказывая ребенка, помните:

-наказание не должно вредить ни физическому, ни психическому здоровью ребенка;

-если есть сомнение, наказывать или нет, то лучше не наказывайте;

-за одну провинность – одно наказание;

-при наказании необходимо учитывать срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало;

-если ребенок наказан, то он должен быть прощен;

-любое наказание не должно унижать достоинство ребенка;

-ребенок должен знать, за что его наказывают.

Совет 12. Поощряя ребенка, помните:

-не стоит хвалить ребенка за то, что достигнуто не его трудом;

-не хвалите за одно и то же больше одного раза;

-не стоит хвалить ребенка из жалости или из желания понравиться.

 Совет 13.Чтобы избежать конфликта с ребенком, отдаления его от родителей, следует помнить, что нельзя наказывать или ругать ребенка, когда он болен, так как его реакция может быть непредсказуемой; когда он ест, перед или после сна, во время игры или работы; сразу после физической или душевной травмы; если у ребенка что-либо не получается; в том случае, если мы сами раздражены, устали или огорчены.

ПАМЯТКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ.

Педагог-психолог Рыжкова Т.А.

   Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Вы — первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа — Ваш дом — окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы мы не прожили, мы все равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье. Даже убеленный сединами человек продолжает ссылаться на то, чему его учили дома, чему учила мать, что показывал отец. Малыш всему учится в общении со взрослым. Ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает его к вычленению смысла слов. «Годы чудес» — так называют дошкольное детство, когда закладывается эмоциональное отношение к жизни, людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию составляют неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека.

  1. Ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать.
  2. Для ребенка ваша речь является образцом речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая Вам, слушая Вас, наблюдая за Вами.
  3. Речь ребенка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, развивают, направляют внимание, читают ему.
  4. Вам принадлежит исключительная активная роль в обучении малыша умению думать и говорить, но не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребенку.
  5. Нужно обеспечивать ребенку широкие возможности использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.
  6. Следует уделять ребенку больше внимания, так как в раннем детстве влияние семьи на речевое и умственное развитие, приобщение ребенка к жизни общества являются решающими.
  7. У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для себя и ребенка реальные цели.
  8. Старайтесь, что бы ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений.

         

  ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.           

 

«КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ВЫПАДЕНИЕ РЕБЕНКА ИЗ ОКНА?»

Падение из окна — является одной                          из основных причин детского травматизма             и смертности, особенно в городах. Дети очень уязвимы перед раскрытым окном             из-за естественной любознательности. Чтобы избежать несчастного случая, связанного с падением ребенка из окна, необходимо придерживаться следующих правил:

  • Открывая окна в квартире и проветривая помещение, убедитесь, что ребенок при этом находится под присмотром.
  • Во время проветривания открывайте фрамуги и форточки. Если Вы все же открываете окно, то не открывайте его больше чем на 10 см, для этой цели поставьте ограничители.
  • Не разрешайте ребенку выходить на балкон без сопровождения взрослых.
  • Никогда не оставляйте спящего ребенка одного в квартире. Малыш может проснуться и полезть к открытому окну.
  • Отодвиньте всю мебель, включая кровати, от окон. Это поможет предотвратить случайное попадание малыша на подоконник.
  • Не показывайте ребенку, как открывается окно. Чем позднее он научиться открывать окно самостоятельно, тем более безопасным будет его пребывание в  квартире.
  • Не учите ребенка подставлять под ноги стул или иное приспособление, чтобы выглянуть в окно или заглянуть на улицу с балкона. Впоследствии, действуя подобным образом, он может слишком сильно высунуться наружу и выпасть из окна (с балкона).
  • Большую опасность представляют москитные сетки: ребенок видит некое препятствие впереди, уверенно опирается на него, и в результате может выпасть вместе с сеткой, которая не рассчитана на вес даже самого крохотного годовалого малыша.
  • Если ребенок 5-7 лет боится оставаться в квартире один, не оставляйте его даже на короткое время. Зачастую, чувствуя страх, дети выглядывают в окно или с балкона, надеясь увидеть родителей, что может повлечь их падение с балкона.

ПОМНИТЕ! ТОЛЬКО БДИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СВОИМ СОБСТВЕННЫМ ДЕТЯМ ПОМОЖЕТ ИЗБЕЖАТЬ БЕДЫ.

ВАШ РЕБЕНОК ИДЕТ В ПЕРВЫЙ КЛАСС.

Педагог-психолог: Рыжкова Т.А.
 Главная задача родителей — воспитать у ребёнка чувство радости от предстоящей встречи со школой. Как? Лучше всего с помощью игры.  Играйте с ребёнком в школу, поощряйте такие игры со сверстниками. Чаще вспоминайте забавные случаи из своей школьной жизни. Не оставляйте ни одного вопроса сына или дочери без ответа, сами задавайте им вопросы- это развивает мышление.
   И ни в коем случае не пугайте школой. Во всей атмосфере дома должно царить ощущение, что школа — это хорошо, что ребёнка ждёт интересная работа, что начинается взросление. А детям так хочется поскорее стать большим. Знания, полученные без радости, усваиваются плохо. Очень важно помочь в самом начале пути к знаниям. Недаром говорят: хорошее начало — половина работы.

  Поощрение.

Педагог-психолог: Рыжкова Татьяна Александровна.

    Дети обычно учатся и ведут себя лучше, если их поощряют за хорошее поведение, а не наказывают за плохое. Поощрениями можно стимулировать желательное поведение. Простейшей формой поощрения является похвала. Похвала может быть простой или сложной. Простое «спасибо» или улыбка, когда ребенок помог внести в дом покупки, покажет, что вы заметили его усилия. Более сложный вариант: «Ты все-таки добился успеха – две недели учил правила и получил пятерку!»
    Действенная похвала должна быть конкретной. Нужно оценить усилия ребенка, его действия, а не его самого. Действенная похвала должна быть незамедлительной. Чем быстрее вы похвалите ребенка за хороший поступок, тем лучше. Хвалить нужно искренне, так как дети чувствуют фальшь. Похвала должна учитывать развитие ребенка.
   Похвала тогда будет эффективной, когда звучит не слишком часто.
Часто родители, желая воспитать ребенка «без комплексов», считают, что хвалить его нужно постоянно, даже путем сравнения результатов его действий с результатами других, например: «Очень хорошо, что ты учишься лучше всех в классе, ты будешь единственным отличником». Растет человек, постоянно нуждающийся в одобрении и внешних положительных оценках, человек, очень зависимый от всех, кто его хвалит. Потребность во внешнем одобрении – своего рода наркотик, привыкнув к которому человек теряет самого себя; он нуждается в постоянных похвалах и все свои силы тратит на то, чтобы услышать в свой адрес положительную оценку. В результате он не только не слышит и не понимает, что говорят окружающие, но и самого себя не слышит и не чувствует себя свободно. Такие родители очень болезненно переживают неудачи своего ребенка. Появляется чувство вины и протеста, а у ребенка формируются истероидные черты характера – гипертрофия потребности в восторженном, восхищенном признании его личности.
    Таким образом, похвалы самому ребенку, а не его действиям, поступкам, даже вредны. Лестные слова уместны, когда они дадут ребенку понять, что он поступил хорошо, но это не значит, что он идеален.
   Как быть, если есть необходимость поощрять ребенка более активно? Это можно сделать, выработав систему поощрений.
Чтобы эффект от поощрения не пропал даром, оно должно быть чем-то, чего ребенок хочет или в чем нуждается, и откладывать его нельзя. Поощрение может быть незначительным (улыбка, похвала), может быть выражено материально, а может быть проявлением внимания к успехам ребенка.
   Родители обычно сами придумывают формы поощрения. Вот только некоторые идеи:
  1. Билетики (или баллы), которые нужно заработать. Потом они обмениваются на различные игрушки, сладости и т.п.
  2. Волшебные карточки, на которых ребенок пишет пожелание (что-то разрешить, взять, приласкать и т.п.); оно выполняется после того, как ребенок сделает какую-то работу по дому.
  3. Уступки, например, лечь спать попозже, чем обычно, или получить «выходной», если ребенок всю неделю мыл посуду после ужина.