Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 62 «Огонек»

53 – 70 – 30
45 – 48 – 48

Советы логопеда

Мы на кухне

Мы на кухне

Игровые упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук:

«Помогаю маме»

Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.

Волшебные палочки»

Дайте малышу счетные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.

Игры на обогащение словаря ребенка:

«Давай искать на кухне слова»

Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр.

«Угощаю»

«Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие», слова.

Игры на развитие грамматического строя речи:

«Приготовим сок»

«Из яблок сок…(яблочный); из груш…; из слив…; из вишни…; из моркови…; лимона и т.п. Справились? А  теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? и т.д.»

Игровые упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук:

«Что можно сделать из яичной скорлупы?»

Не выбрасывайте скорлупу вареных яиц, она послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите скорлупу на кусочки, которые ребенок может легко взять пальчиками. Скорлупу можно раскрасить любыми доступными красителями. Сначала нанесите на картон тонкий слой пластилина, он будет фоном, а затем выкладывайте рисунок или узор из кусочков яичной скорлупы.

«Игры с тестом»

Увлекательным могут быть игры с тестом. Тесто для этих игр нужно необычное, а соленое. Такое тесто после высыхания делается словно камень. Поделки из него хранятся очень долго, ими можно даже играть. Рецепт приготовления теста очень прост: 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1 стакан воды (ее можно подкрасить), 2 столовые ложки растительного масла – все смешать, чуть подогреть, и получится мягкий комок. Лепите на здоровье!

«Бабушкины подарки»

Наверное в каждом доме имеется старая пряжа, нитки, вата, поролон, пуговицы, бисер… Найдите им достойное применение! Из ваты и ниток, пуговиц и бусинок попробуйте сделать портрет зайчика или вашей кошки Мурки.

«Аппликации из пуха»

Аппликации из пуха хорошо передают изображение снега, зверей, птиц. Детали могут закрепляться на фоне без клея, нужно лишь правильно выбрать фон. Им может служить любой материал, имеющий шероховатую поверхность: бархатная бумага, наждачная бумага и т.д.

 

Игры на развитие фонематического восприятия:

«Отгадай, что слышишь?»

Пусть малыш отвернется, а вы помешаете ложкой в стакане, закройте крышкой кастрюлю и т.д. Предложите ребенку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки.

«Приготовим ужин»

Вместе с ребенком попробуйте приготовить необычный ужин. В названии блюд должен быть звук «С». Что можно приготовить? Салат, сырники, морс, суп. Не путайте твердые и мягкие согласные звуки! И если ребенок скажет «селедка», то похвалите его, но интонацией дайте почувствовать разницу между звучанием твердого и мягкого звука. По этому же принципу придумайте меню с названием блюд, где встречаются другие звуки.

«Помоем посуду»

Предложите ребенку помыть или убрать посуду, в названии которой есть звук «Ч» — чашка, чайник, а затем со звуком «Л» — ложки, вилки, салатник и т.д.

«Покупки»

Покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук «Р». Если ребенок затрудняется ответить, предложите наводящие вопросы:

Кар-р-р-тофель или капусту?

Ар-р-рбуз или дыню?

Пер-р-рсики или бананы?

Лук или огур-р-рцы?

Помидор-р-ры или баклажаны?

Мастерская золушки

Мастерская золушки

Игровые упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук:

«Веселые пуговички, ниточки»

Пока вы заняты пришиванием пуговиц, ребенок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры.

— Попробуйте вместе с ребенком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать (с Вашей помощью), а можно укрепить их на тонком слое пластилина.

«Красивые картинки из кнопок»

— Очень красивые картинки получаются из кнопок, особенно из цветных. В детском саду педагоги не могут дать детям кнопки (в целях безопасности). Но дома Вы можете проконтролировать своего ребенка. Кнопки вы можете втыкать в плотный поролон.

«Забавные прищепки»

Развешивая белье, часть прищепок дайте ребенку, чтобы он закреплял их по контуру желтого круга, вырезанного из картона (получится красивое лучистое солнышко.), или по контуру ежика (это колючки у ежа), ели (это веточки ели) и т.д.

 

Учимся слышать и различать звуки речи

Для того чтобы добиться правильного

произношения звуков родного языка,

необходимо научить ребенка воспринимать

звуки. Освоение им звукового состава

языка лежит в основе развития речи

и базируется на способности слышать,

узнавать и различать речевые звуки.  Только полноценное восприятие звуков, умение различать их позволит не допускать ошибок при произношении. Особенность формирования речи напрямую зависит от степени развития фонематического слуха – слуха, позволяющего человеку воспринимать речевые звуки, способность к их анализу и синтезу. Итак, предлагаем вам следующие задания.

  1. Прежде всего обратите внимание на то, узнает ли ребенок неречевые звуки. Тренировать умение узнавать и различать неречевые звуки не так уж трудно – ведь мир вокруг нас полон звуков, — надо только научиться их слышать. Предложите ребенку послушать звуки окружающего мира.

Звуки, которые он слышит дома (шум воды, скрип двери, шум шагов и т.д.) – отличаются от других шумов (визг тормозов, шум дождя, скрип качелей…) Умеет ли ваш ребенок их различать? Обращает ли на них внимание? Если нет, привлеките его внимание к ним, увлеките угадыванием, что звучит, кто производит шум. Задания на различение звуков легко превращаются в любимые игры детей.

  1. Для упражнений, которые мы вам рекомендуем, обзаведитесь лото. Оно вам пригодится.

Вы называете предмет, изображенный на картинке. Ребенок                     должен поднимать руку только в

том случае, когда слышит в

цепочке слов названное вами

слово или, если этот предмет

называется неправильно.

Назовите предмет, изображенный на картинке неправильно. Попросите ребенка исправить вас.

Рассмотрите ряд картинок. Вы называете картинку (не по порядку), а ребенок указывает на нее.

Рассмотрите картинки. Попросите к каждой картинке подобрать пару, т.е. найти слово, похожее по звучанию; н-р, торт – порт.

  1. Узнавание и различение слогов – качественно новый и очень важный для ребенка этап развития фонематического слуха.

Вы произносите цепочку слогов и предлагаете ребенку назвать лишний (н-р, ба-ба-та, ко-ко-бо-ко).

Предложите ребенку повторять за вами слоги (ба, та, гы, ну…). Потом поменяйтесь с ним ролями.

Повторяя за ребенком слоги,

допускайте ошибки. Заметит ли

ребенок ваши ошибки?

Вы показываете картинку. Называете первый слог, ребенок же заканчивает слово.

Попросите ребенка подобрать слово в рифму к цепочке слогов (н-р, та-та – плита, ра-ра — нора).

Вы называете ребенку пары слогов. Если слоги в паре повторяются, ребенок должен поднять красный карандаш, если нет – синий (н-р, ра-ра, то-то, ну-му…).

Произнесите ряд звуков (слогов, слов). Ребенок , услышав определенный звук, хлопает в ладоши.

Вы называете звук. Ребенок подбирает слово на заданный звук.

Произнесите слово. Ребенок определяет место заданного звука в нем.

Ребенку предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.

Ребенку предлагается нарисовать картинки на заданный звук.

Произнесите ряд звуков, слогов. Ребенок проговаривает из них слоги или слова.

Произнесите 2-3 звука. Ребенок проговаривает их в обратном порядке.

— Предложите ребенку, хлопая в ладоши,

 разделить слово на слоги.

 

 

 

Шпаргалка для родителей:

 

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить, что…

— Наша речь состоит из предложений.

— Предложение – это законченная мысль.

— Предложения состоят из слов.

Слова состоят из звуков.

— Звук – то, что мы слышим и произносим.

— Буква – то. Что пишем и читаем.

— Звук на письме обозначается буквой.

— Звуки бывают гласные и согласные.

— Гласные звуки – звуки, которые можно петь голосом, при этом воздух. Выходящий изо рта, не встречает преграды.

В русском языке 6 гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы. На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом. Гласных букв – 10: шесть (А, У, О, И, Э, Ы) – соответствуют звукам и четыре – йотированные, которые обозначают два звука: Я (ЙА), Ю (ЙУ), Е (ЙЭ), Е (ЙО): в начале слова; после гласного звука и твердого знаков. В остальных случаях йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: Я-А, Ю-У, Е-Э, Е-О

 

— Согласные звуки – звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

 

— Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло: глухие согласные звуки – голосовые связки не работают (горлышко не дрожит); звонкие согласные звуки голосовые связки работают (горлышко дрожит)

 

— Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух:

всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц

всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ

Твердые согласные звуки на схемах обозначаются, синим цветом, мягкие – зеленым.