Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 62 «Огонек»

53 – 70 – 30
45 – 48 – 48

Консультация

Интеллектуальное развитие дошкольников в условиях ДОУ

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста (воспитатель Зимнухова Т.В.)

Музыкальное воспитание в семье Муз. руководитель Незнанова О.Ю

Характеристика условий для музыкального развития  Муз.руководитель Незнанова О.Ю.

Консультации для родителей по питанию

ИГРЫ С ДЕТЬМИ 

воспитатель:  Ратуева Людмила Александровна

В своей работе с дошкольниками я использую игры на развитие математических представлений: «Баба Яга учится считать», «Остров арифметики», «Лунтик. Математика для малышей».

Игры на развитие фонематического слуха при обучении чтению: «Баба Яга учится читать», «Букварь».

Игры для музыкального развития: «Щелкунчик. Играем с музыкой Чайковского».

Игры, направленные на развитие психических процессов: «Звериный альбом», «Снежная королева», «Русалочка», «Спасем планету от мусора», «От планеты до кометы», «Маленький искатель».

Прикладные средства с целью художественно-творческого развития: «Мышка Мия. Юный дизайнер», «Учимся рисовать», «Волшебное превращение».

Обучающие игры: «Форма. Секреты живописи для маленьких художников», «Мир информатики».

«Воспитываем творчески развитую личность».

Автор: Макарова Марина Александровна Воспитатель  99fd7e913244

В современном дошкольном, да и в школьном образовании много говорится о том, что ребёнка не достаточно «пичкать» готовыми знаниями, а необходимо научить его самого добывать эти знания, и не только добывать, но и использовать в различных жизненных ситуациях. Достичь этого невозможно без развития творческой личности, чем и следует заниматься практически с рождения малыша. Принято считать, что гениями рождаются, а не становятся. Может это и так, но кто знает, может и в вашем ребёнке скрыта талантливость. Необходимо лишь создать условия, при которых она проявится. В детском саду педагоги создают специальную развивающую среду, вовлекают детей в учебную и игровую деятельность, позволяющую детям развиваться. Но это не значит, что оформив малыша в детский сад, родители могут расслабиться и заняться своими делами. Развитие вашего ребёнка будет проходить гораздо успешнее, если вы не пожалеете своих сил и времени на то, чтобы поиграть с малышом, почитать ему, поговорить с ним.

Специалистами разработаны целые серии игр, способствующих развитию творческих способностей подрастающего поколения. Это как всем известные книжки-раскраски, упражнения по смешиванию и подбору цветов, так и игровые обучающие тетради, подобранные с учётом детской психологии, которые вы можете использовать дома.

Я хочу привести примеры нескольких игр, которые возможно помогут вам вырастить творчески мыслящего ребёнка.

Игра «Расскажи мне сказку». Целью этой игры является развитие у ребёнка вербальных способностей и преодоление психологических барьеров, связанных с боязнью общения. Игра подходит для детей от двух до шести лет. Вам понадобится детская книжка, листок и цветные карандаши. Для начала выразительно прочитайте ребёнку незнакомую сказку или стишок, останавливаясь на описании внешности героев и природы. Делайте акцент на трёх ключевых частях сказки — начале, середины и финале. Далее передайте инициативу малышу. Задайте несколько вопросов по содержанию сказки. Можно немножко с ним поспорить, нарочно ошибаясь в последовательности событий или в описании героев. Внимательно слушайте рассказ ребёнка, поправляйте, если он ошибается. Таким образом, ваш малыш научится описывать своими словами различные произведения, а это значит, он будет учиться без стеснения выражать свои мысли. Затем возьмите карандаши, бумагу и предложите своему чаду изобразить персонажей сказки. При этом задавайте вопросы: Как ты себе представляешь наряд Василисы Прекрасной? Почему именно этот цвет ты выбрал? И т. п.

С целью развития воображения и креативных способностей малыша вам поможет домашний кукольный театр. Кукол можно сшить дома или купить в магазине. Важно, чтобы они надевались на руку и у них двигались голова и руки. Ещё вам понадобится раздвижная ширма. Основная суть игры заключается в том, чтобы ребенок почувствовал себя в роли создателя всего происходящего. Маленький режиссёр должен сам выбрать по, какой сказке будет ставиться спектакль, какие куклы ему понадобятся. Станьте участником и помощником в этом процессе, привлеките его друзей. Придумайте вместе сценарий, распределите слова между участниками, помогите заучить их. Остаётся провести несколько репетиций – и можете приглашать на спектакль бабушек, дедушек, соседей.

Через некоторое время, когда спектакль будет отрепетирован, декорации сделаны и гости собраны, можете начинать представление. Терпеливо относитесь к ошибкам ребёнка, т.к. они неизбежны. Важно не акцентироваться на них, а приветствовать любые его начинания и стремления, в том числе и стремление к самовыражению.

По окончании спектакля предложите малышу обсудить представление, спросите, что ему понравилось, что нет. Объясните, что на ошибках только учатся, и можете задумывать новое представление!

Все дети любят рисовать, поэтому игра «Весёлые картинки» Поможет вам поддержать это желание в вашем малыше. К примеру, рисуете контур домика и просите малыша закончить или дополнить рисунок. Или изобразите на листе овал лица человека, контур глаз, носа и рта. Теперь карандаш переходит непосредственно в руки вашего маленького художника, который заканчивает портрет, придумывает аксессуары – шляпу, бантик, усы – таким образом, создаётся характер изображаемого персонажа. Ребёнок может придумать своему герою имя, рассказать о его характере. Можно нарисовать овал, прямоугольник или кляксу и попросить малыша «превратить» его в волшебное животное и т.п.

Игра «Оригинальные фигурки» поможет научить ребёнка мыслить творчески и оригинально. Необходимо заранее подготовить красивые, яркие, разноцветные кусочки ткани, и предложить сделать из них какую- либо фигурку. Для этого лоскуты связываются между собой, на них делаются узелки и т.п.

С помощью подобных игр вы сможете научить вашего малыша логически мыслить, рассуждать, развить интеллект, воображение и таким образом вырастить творчески мыслящего человека.

Воспитание любви к Родине через воспитание любви к природе родного края»

 

«Влияние природы на духовное развитие ребенка»

Автор Головашина Людмила Сергеевна

Великий педагог К.Д.Ушинский был убежден в том, что ребенок несчастен, если вырос, не любуясь цветами, не видя лугов. «Прекрасный ландшафт имеет тоже огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога» — писал он. В старину был на Руси тайный обычай: жениху подсовывали кошку. Если он гладил животное, играл с ним – добрый человек, если же обходился грубо – настораживались, по отношению к животному, проверяется отношение к человеку.

Очень полезно в доме иметь какое-нибудь животное: собаку, кошку, рыбок и других; с которым ребенок может общаться, разговаривать, играть. При этом родители являются примером заботливого, внимательного отношения к живым объектам и поясняют детям, что благополучие животного зависит от выполнения ребенком поручения по уходу за ним.

Познание ребенком природы затрагивает не только область ума, но и область нравственных чувств, идет усвоение на примере взрослых правил поведения в природе. Наблюдения, прогулки в природу целесообразно связывать с чтением книг о растениях и животных, рисованием, рассказыванием. Хорошо, когда в доме часто звучат стихи о природе, а вечером дети вместе с родителями рассматривают репродукции картин И.И.Левитана, К.Юона, А.Пластова, Шишкина, сами придумывают незатейливые стишки и зарисовывают увиденное в природе. Большое значение имеют просмотры телепередач «В мире животных», где родители продумывают доступный комментарий программы.

Только взаимосвязь этического и эстетического способствует формированию действенной любви к природе. Родителям необходимо научить ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать. Но и вслушиваться, беречь красоту Родной природы.

В.Г.Белинский писал: «Первый воспитатель детей – природа и ее благодатные впечатления, шум листьев и колебания волн говорят нам каким-то живым языком, которого значение мы уже забыли и тщетно стараемся вспомнить».

Без помощи взрослого ребенок не всегда может увидеть красоту природы, и поэтому взрослые должны помочь увидеть выразительность природы, ее красоту, настроить душу ребенка на ее восприятие. В этом очень выразительно художественное слово: стихотворение или проза из детской или классической литературы.

М. Горький писал: «Мы читаем и слышим «ветер плачет», «стонет», «лес нахмурился, «дождь шумит», тем самым предаем всему, что видим свои человеческие качества».

Ребенок, встречаясь с природой, в силу своей эмоциональной непосредственности, живет реакцией, не только созерцает прекрасное, но и действует, стремится все увиденное рассмотреть, обследовать со всех сторон, может нанести вред.

Задача взрослых: объяснить, что только бережное отношение каждого человека к каждому растению и животному поможет всем людям сохранить нашу планету красивой и уютной. Люди – это часть природы. Все существа, живущие на Земле, взаимосвязаны и важны друг для друга. Вместе все мы отвечаем за то, чтобы природа сохранялась везде: в лесу, в реке, в городе. Научить детей любить и охранять природу родного края – наша общая задача.

Адаптация ребенка к детскому саду.

Автор: Михайлова Ирина Борисовна, старший воспитатель

Живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды. Между организмом и этой средой устанавливаются правильные взаимоотношения, происходит адаптация организма к окружающим влияниям. Организм ребёнка постепенно приспосабливается к определённой температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Под влиянием систематических воздействий со стороны окружающих ребёнка взрослых, у него образуются различные привычки: он привыкает к режиму, способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

В случае, если установленный в семье порядок почему-либо изменяется, обычно поведение ребёнка временно нарушается. Эти нарушения уравновешенного поведения объясняются тем, что малышу трудно приспособиться к возникшим изменениям, у него не могут быстро затормозиться старые связи, а вместо них также сформироваться новые. Недостаточно развиты у ребёнка адаптационные механизмы, в частности слабые тормозные процессы и относительно мала подвижность нервных процессов. Однако, мозг ребёнка очень пластичен, и если эти изменения условий жизни происходят не так часто и не очень резко нарушают привычный образ жизни, то у ребёнка, при  правильном воспитательном подходе быстро восстанавливается уравновешенное поведение и не остаётся каких-либо отрицательных последствий, т. е. ребёнок адаптируется к новым условиям своей жизни. Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что этот процесс приспособления, т.е. адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей  проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния.  К таким нарушениям относят:

  • нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание)
  • нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый)
  • меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).

Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:

  • повышение температуры тела
  • изменения характера стула
  • нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.)

Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания  в детском учреждении зависят от индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни в первый день плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого отвечают бурным протестом, но уже на другой день с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать. Другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, несколько заторможены, без возражений выполняют требования воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с матерью, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, и начинают хорошо себя чувствовать только через 6-8 дней или даже позже. По всем этим признакам выделяются определённые группы, к которым принадлежит ребёнок по характеру поведения при поступлении  в детское учреждение. В зависимости от того, к какой адаптационной группе принадлежит ребёнок, будет строиться работа с ним. Очень часто встречаются ситуации, когда ребёнка нельзя однозначно определить в ту или иную адаптационную группу. Т.е. модель его поведения находится не «стыке» двух групп, т. е. является пограничной.  Своеобразный переход из одной адаптационной группы в другую показывает динамику развития процесса привыкания ребёнка к условиям детского учреждения. Далее приведена таблица, в которой представлены 3 адаптационные группы, о которых говорилось выше.

3 адаптационные группы:

Гр. Эмоциональное состояние Деятельность Отношения со взрослым Отношения с детьми Речь Потребность в общении
слёзы, плач отсутствует отрицательные (ребёнок не воспринимает просьб воспитателя) отрицательные отсутствует или связана с воспоминаниями о близких. потребность в общении с близкими взрослыми, в ласке, заботе.
неуравновешен, заплачет, если рядом нет взрослого. наблюдение, подражание взрослым положительные, по инициативе воспитателя. отсутствуют или положительные (ответные). ответная (отвечает на вопросы детей, взрослых). потребность в общении со взрослым, в сотрудничествес ним и получении  от него сведенийоб окружении.
спокойное, уравновешенное предметная деятельность или сюжетно-ролевая игра положительные, по инициативе ребёнка положительные инициативная (сам обращается к взрослым и детям). потребность в общении со взрослым и в самостоятельных действиях.

В зависимости от уровня навыков общения ребёнка, контакт, устанавливаемый с семьёй, должен быть дифференцирован, т.е.  в соответствии с группой адаптации ребёнка должны быть определены объём и содержание работы с семьёй. Так, по отношению к детям первой группы, нуждающимся в тесном контакте с близкими людьми, работа с семьёй должна быть более глубокой и объёмной, предусматривать тесный контакт членов семьи с воспитателями и психологом дошкольного учреждения.

При лёгкой адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течение месяца, у дошкольников – за 10 – 15 дней. Отмечается  незначительное снижение аппетита: в течение 10 дней  объём съедаемой ребёнком пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в течение 20-30 дней (иногда и раньше). Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается.

Итак, что должны знать и уметь родители и воспитатели, чтобы адаптационный период для ребенка стал более лёгким и безболезненным:

  1. Чем чаще ребёнок будет общаться со взрослыми,  детьми в квартире, во дворе, на игровой площадке, около дома, т.е. в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет перенести приобретённые умения и навыки в обстановку детского сада.
  2. Неформальное посещение детского сада. Т.е. прогулки по территории и сопроводительный рассказ о садике, причём рассказ должен быть очень красочный и, несомненно, позитивный. Старайтесь в своём рассказе показать ребёнку, как весело и хорошо другим детям в детском саду.
  3. Так как каждый поступивший ребёнок требует к себе внимательного индивидуального подхода, то принимать детей следует постепенно, по 2-3 человека, с небольшими перерывами (2-3 дня).
  4. В первые дни ребёнок должен пребывать в группе не более 2-3часов.
  5. Для первых посещений рекомендуются часы, отведённые для прогулок, игр. Это позволяет быстрее определить группу поведения ребёнка, наметить правильный подход и снять эмоциональное напряжение от первых контактов.
  6. Установление эмоционального контакта ребёнка и воспитателя должно осуществляться в привычной обстановке, в присутствии близкого человека. В первый день кратковременное знакомство с воспитателем направленно на формирование интереса к детскому саду, на установление контакта между ребёнком и воспитателем в новой ситуации.
  7. Очень полезны экскурсии по группе, в которых участвует воспитатель, родители и ребёнок.
  8. Отрицательное влияние на течение адаптации, а также на поведение детей при поступлении в детское учреждение оказывает отсутствие единства системы воспитания в семье и в детском учреждении.

НЕОБХОДИМО:

  • до приёма выяснить режим, применяемый в семье, индивидуальные особенности поступающего ребёнка (анкета).
  • в первые дни не нарушать, имеющиеся у ребёнка привычки, нужно постепенно менять режим и приучать ребёнка к новому укладу жизни.
  • приблизить домашние условия к особенностям детского сада: внести элементы режима, упражнять ребёнка в самостоятельности, чтобы он мог сам себя обслуживать и т.п.

Сразу хотим заметить, что не все  мгновенно увидят плоды своих трудов, адаптация некоторых детей может протекать от 20 дней до2-3 месяцев. Особенно, если ребёнок заболел, в процессе адаптации. Иногда, после выздоровления, ребёнку приходится привыкать заново. Не следует беспокоиться, глядя на других детей, которые с первых дней вошли в новую среду без особых осложнений. Все дети разные, каждый индивидуальность, к каждому нужен свой подход.

Богатый опыт и знания воспитателей, любовь и забота родителей, иными словами согласованная работа с семьёй, опирающаяся на знания возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей ребёнка и необходимых условий воспитания ребёнка до поступления в детский сад, позволит решить проблему адаптации на должном уровне.

 

«Образные средства воспитания у детей интереса и любви к природе»

 

       Автор: Михайлова Ирина Борисовна, старший воспитатель

План.

  1. Путешествие в мир природы.
  2. Роль книги в эстетическом воспитании детей.
  3. Дошкольный возраст — «возраст сказок».
  4. Рисование — как один из действующих методов воспитания любви и
    бережного отношения к природе.
  5. Игра — путь детей к познанию мира.
  6. Природа — главный наставник ребенка в воспитании.

 

Знакомство ребенка с миром природы начинается задолго до того, как он впервые скажет «мама», начнет ходить, откроет первую книжку. Его погремушки изображают рыбок, на его чашке и фартучке нарисованы зайчики и цыплята; он замечает, что первое живое существо, которое не похоже на папу и маму, — это кошка, собака, птица, рыбка в аквариуме! В мире природы, наиболее ему близком и понятном, ребенок начинает путешествие в познание. Этот мир волнует его, будит интересы, воображение, фантазию. Потом малыш попадает в удивительную страну сказки, где звери оживают, говорят на непонятном ему языке. В этой стране он будет приобретать первые понятия о добре, зле, справедливости. Потом ему посчастливится узнать о чеховских Каштанке и Белолобом, об олененке Бемби и удивительных героях Сетона-Томпсона.

В дошкольном возрасте у ребенка бурно развивается воображение, которое особенно ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Родители нередко забывают о том, что самое доступное, самое приятное и, несомненно, самое полезное из всех удовольствий для ребенка — это когда ему вслух читают интересные книги. Еще великий Пушкин говорил: «Чтение — вот лучшее учение». Начало этому должно быть положено в семье.

Интерес к книге у детей возникает еще задолго до посещения школы и развивается очень легко. Книга играет важную роль в эстетическом воспитании малышей. Многое зависит от того, какой будет эта первая книга. Очень важно, чтобы книги, с которыми знакомится ребенок, были доступны маленькому читателю не только по тематике, содержанию, но и по форме изложения. Специфика литературы дает возможность формировать на основе содержания художественных произведений любовь к природе. Предметом чтения могут стать прежде всего произведения таких писателей, как В. Бианки и М. Пришвин, Э. Сетон-Томпсон, Д. Кервурд, Д. Корбетт, Д. Хантер, К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто и др. Если дети хотя бы один раз увидели книгу с картинками, услышали чтение доступных их возрасту рассказов или сказок, они уже полюбили книгу. В книге для них заключено много прекрасного, героического, таинственного, поэтому им страстно хочется научиться читать, а пока не научились — слушать чтение старших. Родителям надо только не заглушать этот пробудившийся интерес, а идти навстречу детским желаниям, читать им, приобретать для них и брать в библиотеке книги.

Выбирая книгу, обратите особое внимание на то, чтобы в ней было как можно больше картинок, раскрывающих шаг за шагом весь ход событий. Рисунки в книжке подчас более важны для ребенка, чем сам текст, особенно для ребенка двух-четырех лет. Для детей постарше полезны и книги, где рисунков меньше, но важно, чтобы художник сумел помочь ребенку разобраться в основной идее книги. Особенно любят малыши сказки.

Сказка заняла настолько прочное место в жизни ребенка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок». Сказки хороши тем, что в них нет длинных и утомительных рассуждений. Разнообразие и напряженность действия создают у ребенка постоянный и неослабевающий интерес. Сказочные образы близки по своему характеру образам воображения ребенка. Детям младшего дошкольного возраста (двух-четырех лет) интереснее сказки о животных. Детям старшего дошкольного возраста (пять-семь лет) доступны и многие волшебные сказки. Своим содержанием сказки вызывают у детей энергию, готовность к борьбе за правду, справедливость, свободу. Ребенок очень живо и эмоционально воспринимает описанные события, мысленно участвует в них. Он активно сопереживает героям, радуется и горюет вместе с ними. Когда в детском саду малышам читают сказку «Волк и семеро козлят», пятилетние дети в негодовании бьют кулачками по картинке, на которой изображен злой волк и, наоборот, нежно целуют, гладят нарисованных козлят. Двухлетний мальчик, рассматривая картинку, где нарисован волк, бегущий за зайцем, из сочувствия к зайцу перегибает картинку пополам и тем самым пытается его спасти.

Сказки можно использовать и в более узких, но очень важных воспитательных целях — в привитии детям санитарно-гигиенических и культурных навыков. Сказки К. Чуковского «Мойдодыр» и «Федорино горе», наряду с замечательными стихами В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» и А. Барто «Девочка чумазая», могут служить в семье прекрасным и действенным средством воспитания привычки к чистоте и любви к порядку.

Другая существенная особенность эстетического восприятия дошкольника состоит в том, что нравственная оценка, которую ребенок дает произведению искусства, влияет и на эстетическую оценку ребенком этого произведения. Для малыша, например, «хорошая» сказка — это та, в которой «хороший» конец и где справедливость торжествует. Отмечается своеобразный подход ребенка к некоторым видам художественных произведений, как к образам реальности, когда он начинает оценивать художественные произведения, в том числе и сказку, с точки зрения их соответствия окружающей жизни. В этом присутствует так называемый «реализм детского воображения». Так, шестилетняя девчушка, рассматривая иллюстрации к сказке К. Чуковского «Федорино горе», где тарелки, убегающие от Федоры, изображены с крылышками, замечает, «что было бы лучше, чтобы они катились, а не летели».

Дети придирчиво следят за тем, чтобы изображенное не противоречило тому, что они видели в жизни. Так, пятилетний Игорь недоволен неправдоподобным изображением волка со светлым хвостом и белесыми глазами: «У волков не бывают белые глаза», — говорит он с уверенностью. Иногда художники допускают произвольную окраску предметов. И это тоже вызывает возражения маленьких детей. Они предъявляют строгие требования и в отношении соблюдения масштабов предметов. «Козлята не бывают выше стола», — замечает другой мальчик, увидев рисунок, где изображено семеро козлят. Но «реалистичность» воображения детей отчетливо обнаруживается лишь в возрасте пяти-семи лет.

Дети младшего дошкольного возраста (два-три года) не всегда могут отличить возможное от невозможного, ведь их опыт еще очень мал. Порой они готовы согласиться с любым вымыслом. В этом возрасте восприятие рисунков, которые не соответствуют действительности, может привести к возникновению у детей неправильных представлений. Поэтому взрослые должны помочь малышам разобраться, «как же бывает на самом деле и как не бывает». Воспитывая вашего сына или дочь, вы должны учитывать эти особенности детского восприятия.

В дошкольном возрасте ребенок уже может «оценить» и поэтические произведения. Первый интерес к стихам, яркой рифме и четкому ритму начинает проявляться очень рано — в полтора-два года. Та любовь к стихам устойчива на протяжении всего дошкольного возраста, но особенно велика в младшем и среднем дошкольном возрасте. Недаром К. Чуковский возраст от двух до пяти лет называл «стиховым периодом».

В младшем дошкольном возрасте ребенка привлекают легкие шуточные стихи, стихи-потешки, позже, в возрасте от двух до пяти лет, стихи-небывальщины, или, как их называл К. Чуковский, «лепые нелепицы». К шести-семи годам ребенку становятся доступны детские сатирические стихи на моральные темы, например, стихи А. Барто.

При выборе книг необходимо учитывать, что дети особенно любят стихи, в которых дети — действующие лица. Хорошо, когда для чтения отведено постоянное время. Лучше не больше часа в день.

Для того чтобы стихотворения, сказки или рассказы воспринимались ребенком с интересом и их эстетическое воздействие было максимальным, необходимо пользоваться разнообразными выразительными средствами художественного чтения: интонацией, мимикой, жестами, но при этом нужно соблюдать чувство меры. Задача приобщения ребенка к красоте природы решается через изображение растений, животных.

Рисование — один из действенных методов воспитания любви и бережного отношения к природе. Уже первые наблюдения детей дают им представления о временах года, сезонных явлениях природы. Дети воспринимают и поэтические, и художественные картины времен года. Связь восприятия действительности и собственной изобразительной деятельности особенно важна как средство активизации эстетического восприятия детьми природы. Когда ребенку пойдет второй год, гуляя с ним, дайте ему палочку и покажите, как можно чертить ею линию на песке или снегу. С карандашом его рука еще не справится, но дома он будет с интересом наблюдать, как что-то несложное рисует взрослый. Сам же взяться за кисть (кисточкой и красками ребенку рисовать легче, чем карандашом) ребенок сможет на третьем году. К этому времени дайте ему пластилин, а еще лучше — мягкую глину.

Детям можно предложить раскрасить изображенные листья деревьев, отгадать загадки и нарисовать то, что они обозначают, нарисовать те или иные растения, тех или иных животных. Вы прочли своему трехлетнему сыну сказку «Петушок и чудо-меленка». Малыш изъявил желание нарисовать, «как петушка бросили слуги в колодец», Малыш нарисовал петушка — голову с клювом и палками-ногами, которые непосредственно идут от головы, колодец, где уровень воды изображен не горизонтальной линией, а полукругом, объяснив при этом, что в уголках воды нет, потому что петушок ее уже выпил. Вы начинаете расспрашивать сынишку — где у его петушка туловище и хвост и может ли вода в колодце располагаться горкой. Малыш задумывается, вопросительно смотрит на вас. Вы берете стакан с водой и демонстрируете ему «опыт» — отпиваете воду и обращаете внимание ребенка на то, что сейчас же это место заполняется водой. После этого мальчик вместе с вами внимательно рассматривает изображения красивых петушков в детской энциклопедии и выбирает того, который ему больше всего понравился. И естественно, что, когда он начинает рисовать петушка во второй раз, его рисунок становится богаче, содержательнее.

По-разному можно рассказывать детям о животных. Весело и озорно, как А. Милн в знаменитом «Винни-Пухе», или изобретательно и предельно достоверно, как В. Бианки, или иронично и поучительно, как Р. Баумволь, повествующая о «клетчатом» гусе и о козе с грустными глазами. Однако, ясно одно — об этом нужно рассказывать талантливо. К сожалению, не всегда «на высоте» авторы телевизионных передач для детей, в частности «Спокойной ночи, малыши!».

Существуют сотни превосходных мультипликационных и кукольных фильмов, диафильмов, записей радиопередач. Можно использовать пластинки с записями детских радиопередач: здесь и история забавного страусенка Рокки, и «трилогия о слоненке», который пошел учиться, и всемирно известный доктор Айболит, и трудолюбивая прачка-ежиха Ухти-Тухти и др. Содержание образов детского воображения обогащается в играх и развлечениях. Они становятся устойчивее, количество творческих элементов в них увеличивается. A.M. Горький писал, что «игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». Замечено, что дети в самостоятельных, внешне не управляемых, играх чаще всего воспроизводят известные им действия, так или иначе освоенные с помощью или по инициативе взрослых или сверстников.

Источником обучающей информации могут быть и картинки в книжках, и действия героев детских фильмов и телевизионных передач. Однако не каждый ребенок умеет самостоятельно найти себе интересное полезное занятие. В таком случае взрослому надо осторожно и ненавязчиво помочь малышу. Чтобы способствовать развитию у ребенка фантазии, нужно создать все необходимые условия для самой разнообразной творческой деятельности малыша. Ребенку нужны игрушки или то, чем их можно заменить, например, шишки, палочки, кубики и т.п. Чем богаче опыт ребенка, тем богаче содержание его собственной творческой деятельности, его рисунков, сочиненных им сказок, стихов.

Для того чтобы игры и рисунки детей были разнообразными и содержательными, надо позаботиться, чтобы такими же были их впечатления и знания об окружающем мире. А эти знания и впечатления ребенок черпает из совместных с вами прогулок, экскурсий. Многое может дать ребенку, например, посещение театра, цирка, выставки детской игрушки, зоопарка, елки. Но и здесь, как и во всем, надо соблюдать чувство меры, постепенно дополняя старые впечатления новыми. Если вы перегрузите ребенка впечатлениями, у него возникнет пресыщение, а проще говоря, ему станет скучно.

Ребенка пяти-шести лет можно повести в театр на детский балет или детскую оперу, предварительно рассказав ему содержание предстоящего спектакля. Если вы уже водили своего малыша в детский театр, то, вероятно, убедились, как активно переживают дети все, что происходит на сцене. Маленькие зрители криками предупреждают героя о грозящей опасности, советуют, как поступить в том или ином случае. Иногда дети переходят от слов к делу.

И все-таки не книги, не радио, не телевидение, а сама природа во всей простоте и сложности является главным наставником ребенка в его воспитании. Прав был американский поэт Уолт Уитмен, который писал: «Теперь я постиг, как создать самых лучших людей: пусть вырастают на вольном ветру, спят и едят вместе с землею».

Нет нужды доказывать, что воспитание чувства природы у детей неразрывно связано с воспитанием этого чувства у взрослых. Вероятно, есть немало семей, где тяга детей, естественная в их возрасте, к миру природы пробудила интерес к ней и у родителей и стала неотъемлемой частью нравственного воспитания в семье. Родителям и воспитателям можно рекомендовать богато и красочно иллюстрированный шеститомник «Жизнь животных» Брема, а также «Язык животных» Д. Хаксли и Л. Коха и другие книги, которые во множестве появились на книжных прилавках.

 

Воспитание любви к Родине через воспитание любви к природе родного края»

 

Автор: Михайлова Ирина Борисовна, старший воспитатель.

Родная природа… Это один из могучих факторов воспитания любви к Родине. Любование ее красотой, бережное отношение к ней – это источники формирования любви к родному краю.

Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь, т.к. в ее образах воплощается Родина. Помнится, как сказал об этом поэт К. Симонов: «Ты вспоминаешь не страну большую, какую ты изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой ее ты в детстве увидал.» И действительно, как ни велика наша Россия, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился и вырос. Воспитывая у ребенка любовь к природе родной Тамбовщины, мы одновременно развиваем у него эстетическую отзывчивость на все прекрасное в окружающей действительности и человеческих отношениях, стремление ценить и беречь труд людей как источник красоты.

Одним из аспектов такой работы является ознакомление детей с природой на участке и за его пределами. Красив и привлекателен наш участок во все времена года. И тем не менее, мы не раз замечали какое-то равнодушное отношение детей к этой красоте.

Например, ребята любили играть под березой, она укрывала их от дождя, защищала от яркого солнца, но они не замечали кружевной зелени и ее листочков, не слышали их нежный шелест. Мало кто из детей любовался только что распустившимися цветами, их яркими красками. Мы поставили задачу не только научить детей видеть красоту окружающей природы, но и вызвать желание участвовать в ее создании. Важно научить видеть прекрасное и в ярком летнем утре, и в пасмурном дождливом осеннем дне.

С самого начала учебного года мы вели с детьми постоянные наблюдения за изменениями в природе. Ежедневно рассматривали растения на участке. Все погодные данные заносили в календарь погоды, а изменения в растительном и  животном мире – в фенологический календарь. Календари храним в группе несколько лет и можем сравнивать состояние погоды в любой день и месяц этого и предыдущего годов. На участках детского сада растут много видов деревьев и кустарников, лиственные и хвойные деревья. И у нас есть возможность наблюдать за изменениями в их убранстве круглый год. На прогулке в яркий солнечный осенний день дети с интересом рассматривали березу на участке, сравнивая ее с описанием в книге С. Воронина «Моя береза», которую мы предварительно прочитали в группе. Увидели, что среди густой зелени кое-где видны желтые листья – это первый признак осени. Во время следующей прогулки мы обратили внимание на рябину. Со временим отметим разницу в окраске листьев березы, рябины, липы, тополя, ясеня. Во время целевых прогулок в сквер у завода «Аппарат» дети уже самостоятельно смогли определить породы деревьев. Предложила сказать, чем же им нравится осень. Рассказала детям, что это время года любили многие русские художники, писатели, поэты, цитируя стихотворение А. Пушкина «Унылая пора! Очей Очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса!».

После прогулки, рассматривая картину И. Левитана «Золотая осень», ребята сравнивали ее с тем, что они увидели в нашем сквере. Одновременно проводили работу с родителями: организовали консультации о том, что рассказывать и показывать детям, как собирать букеты из осенних листьев. В один из пасмурных, холодных дней осени, когда, казалось бы, и порадоваться было нечему, я предложила детям обойти участок и рассказать, кому какое дерево больше понравилось. Ответы показали, что дети стали более наблюдательными, научились чувствовать красоту родной природы. Во время занятий по познавательному развитию в группе мы закрепляем знания детей о диких животных нашего края, о том, как готовятся они к зиме; о птицах, зимующих и перелетных; используем для демонстрации крупные иллюстрации, а для индивидуальных занятий подготовили альбом «Животные тамбовского леса».

Продолжаем наблюдения на участке и зимой. Дети рассматривают деревья, покрытые инеем, удивляются форме и величине снежинок, сверкающих на солнце. Однажды на прогулке прочитала детям строки из стихотворения Л.Квитко:

1) Ветер веет, веет, веет,

Теплым снегом сеет, сеет…

2) Пух да пух – бело вокруг.

Сразу тихо-тихо стало.

Снег лежит, как одеяло.

А затем задала несколько вопросов:

«Почему снег называют теплым?

Почему его сравнивают с одеялом?

С чем еще можно сравнить снег?»

Предложила детям подумать, что можно сделать из снега.

В один из морозных январских дней дети вышли на участок и попали в сказку. Все деревья и кустарники были опушены белым инеем. Когда подошли к березкам, я прочитала стихотворение С. Есенина «Белая береза». Свои впечатления дети отражали в рисунках, старательно выводя кончиком кисти тонкие веточки березы. На участке детского сада и в парке по б-ру Энтузиастов видели много птиц, закрепили названия зимующих птиц Тамбовского края. Из молочных пакетов дети с родителями мастерили кормушки, которые мы выносили на участок, предварительно насыпав в них хлебных крошек. На территорию д/сада зимой прилетают целые стаи дроздов-рябинников и снегирей, чтобы полакомиться ягодами рябины, и дети с большим интересом наблюдают за их пиршеством.

На занятиях по ознакомлению с окружающим, по обучению рассказыванию мы рассматривали с детьми красочные иллюстрации о русской зиме, предлагали рассказать, за что они любят зиму. В работе с родителями давали рекомендации по организации прогулок в зимний лес, в парки и скверы нашего города, в областной краеведческий музей.

Пробуждение природы после зимнего сна приносит детям много радости. Еще не распустились листья на деревьях, а в уголке нашего участка появились первые цветки мать-и-мачехи. Вскоре на участке зазеленели березы. Я рассказала детям, что береза первая напоминает нам об осени, и весной раньше всех зеленеет.

И однажды услышали пение скворца на березе, наблюдали, как пролетали стаи диких уток, как поет весеннюю песенку синица. О чем же поют птицы? Я предложила послушать стихотворение Я. Акима из книги «Песенка в лесу»:

«Свети нам, солнышко, свети,

Проснувшись утром рано!

Пока ты здесь, не улетим

На юг, в чужие страны.

Зимой тоскуют журавли

И лета не дождутся –

Скорей бы из чужой земли

В зеленый лес вернуться!»

«Они весело поют потому, что домой вернулись, им хорошо в родном краю» — сделали вывод ребята. В работе с родителями советовали родителям сходить с детьми в весенний лес, рассмотреть первые весенние веточки и цветы, послушать пение птиц (используем альбом «Птицы наших лесов и полей»). Рассказали, что в Красную Книгу занесены пролеска белая, которая еще встречается в лесах нашей области. С весны до поздней осени знакомим детей с лекарственными растениями, которые встречаются в нашем краю, даже на нашем участке д/сада. Подготовили подборку «Лекарственные растения Тамбовской области» с иллюстрациями и описанием их применения. Некоторые из них собрали и показываем детям на занятиях по валеологии.

Для закрепления полученных ЗУН в группе используются дидактические игры:

  1. Что где растет?
  2. Когда это бывает?
  3. Кто где живет?
  4. Загадки.
  5. Старинные русские народные загадки.

Лото: 1) «Насекомые и рептилии»

2) «Птицы»

3) «Обитатели водоемов».

15385

 

 

 Особенности организации работы по детскому экспериментированию в разных возрастных группах.

Воспитатель Колонтаева Светлана Михайловна.

  Экспериментирование может осуществляться в разных формах. Количе­ство этих форм очень велико. Чем старше становится ребенок, тем большим разнообразием форм он может овладеть. Овладение каждой формой экспериментирования подчиня­ется закону перехода количественных изменений в качествен­ные. Возникнув в определенном возрасте, каждая очередная форма развивается, усложняется и совершенствуется. На определенном этапе в ее недрах создаются предпосылки для возникновения нового, еще более сложного способа экспериментаторской дея­тельности.

Каждый ребенок готов ежедневно осматри­вать содержимое маминой сумки и всех мебельных ящиков, он пытается разбить каждую игрушку и любой попавший в его руки предмет, он его обнюхивает, облизывает, ощупывает, т.е. со­вершает так называемые обследовательские действия, хорошо знакомые каждому взрослому. Это — очень важный этап разви­тия личности, поскольку в это время усваиваются сведения об объективных свойствах предметов и людей, с которыми сталки­вается ребенок. Данный период длится первый, второй и третий годы жизни. В это время происходит становление отдельных фрагментов экспериментаторской деятельности, пока еще не связанных между собой в какую-то систему.

В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов.

  1. Осознание того, что хочешь узнать.
  2. Формулирование задачи исследования.
  3. Продумывание методики эксперимента.
  4. Выслушивание инструкций и критических замечаний.
  5. Прогнозирование результатов.
  6. Выполнение работы.
  7. Соблюдение правил безопасности.
  8. Наблюдение результатов.
  9. Фиксирование результатов.
  10. Анализ полученных данных.
  11. Словесный отчет об увиденном.
  12. Формулирование выводов.

Рассмотрим, как происходит становление всех этапов экспе­риментирования в возрастном аспекте.

Группа раннего возраста.

  На втором году жизни взрослый еще более расширяет возможности ребенка по манипулирова­нию предметами. Все организуемые взрослыми наблюдения явля­ются кратковременными и осуществляются либо индивидуаль­но, либо небольшими группами. Новым в данном возрасте становится управляемое манипулирование. Малыш начинает выполнять отдельные дей­ствия по просьбе взрослого. Одновременно он должен запом­нить слово «Нельзя!». К пониманию смысла этого слова он дол­жен прийти через собственный опыт, который бывает не толь­ко приятным, но и огорчительным. Чрезмерное увлечение словом «Нельзя!», использование его без подкрепления реальными от­рицательными последствиями лишает ребенка возможности приобретать собственный опыт, вследствие чего теряется вера в это слово. Внимание детей крайне неустойчиво, поэтому взрослые долж­ны принимать самое непосредственное участие в эксперимен­тировании, которое в этом возрасте почти неотличимо от раз­влечения. В этом возрасте впервые появляется способность к присталь­ному и целенаправленному рассматриванию объектов и собы­тий. Это дает возможность приступить к осуществлению про­стейших наблюдений (до этого ребенок не наблюдал, а просто смотрел). Однако из-за неустойчивости внимания период на­блюдения является очень коротким, и взрослый должен посто­янно заботиться о том, чтобы поддерживать интерес к избран­ному объекту.                                       На третьем году жизни все дети овладевают фразовой речью, следова­тельно, можно предлагать им отвечать на простейшие вопросы, внимание к соблюдению правил безопасности возрастает, наглядно-дей­ственное мышление достигает своего максимального развития. Манипулирование предметами начинает напоминать экспери­ментирование. Продолжая обогащать среду ребенка более слож­ными объектами, взрослый создает все условия для развития его самостоятельности. После трех лет постепенно начинается их интегрирование. Ребенок переходит в следующий период — период любопыт­ства («А что там?»). Некоторые взрослые воспринимают его как непоседливость, неусидчивость, даже невоспитанность, потому что дети этого возраста начинают доставлять излиш­ние хлопоты. Но с биологической «точки зрения» чем актив­нее ребенок, чем сильнее развито в нем любопытство, тем он полноценнее как личность. Он продолжает овладевать уже бо­лее сложными сведениями — сведениями о процессах и явле­ниях, а также о своих возможностях по совершению тех или иных операций.

2-я младшая группа.

  На четвертом году жизни возникает на­глядно-образное мышление. Из этого  видно, какой скачок делает экспериментирование в данном возрасте. У детей ярко проявляется любопытство (слово «любознательность» еще не применимо). Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы природоведческого содержания, что свидетельствует как минимум о трех важных достижениях:

  • у детей накопилась определенная сумма знаний (как изве­стно, по совершенно незнакомой проблеме вопросов не возни­кает);
  • сформировалась способность сопоставлять факты, устанав­ливать между ними хотя бы простейшие отношения и видеть пробелы в собственных знаниях;
  • появилось понимание, что знания можно получить вер­бальным путем от взрослого человека.

Где-то в середине периода любопытства (на четвертом году жизни) исходная форма деятельности — манипулирование предметами — разделяется на три направления. Первое направление разовьется в игру, второе— в экспериментирование, третье — в труд.

 Вначале (в 4 года) это деление выражено слабо; оно заметно только исследователю-теоретику, затем оно становится все бо­лее и более четким, и, наконец, после 5 лет — при условии пра­вильного воспитания — ребенок вступает в следующий период  любознательности. Экспериментаторская деятельность при­обретает типичные черты. Для нее, конечно, характерны возрастные особенности, которые освещены выше, она еще очень похожа на игру, но все же теперь экспериментирование становится са­мостоятельным видом деятельности. Ребенок старшего дошколь­ного возраста приобретает способность осуществлять экспери­ментирование в привычном для нас смысле слова.                                                                                                      Очень полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели. Взрослый помогает ребенку продумать методику проведе­ния опыта, дает советы и рекомендации, вместе с ним осуще­ствляет необходимые действия. Дети еще не способны работать самостоятельно, но охотно делают это вместе с взрослым, поэтому участие педагога в совершении любых действий является обязательным. Например, ребенок спрашивает: «Кошка ест помидоры?» Вместо краткого «Нет» можно предложить проверить это самому. Перед кошкой кладут кусо­чек помидора и наблюдают, чем кончится дело. В конце взрос­лый задает ребенку его же вопрос: «Ну что, съела?» — и тот хорошо понял: нет.

   Полезно начать привлекать детей к прогно­зированию результатов своих действий: «Игорь, что получится, если мы подуем на одуванчик?» У детей четвертого года жизни начинает формироваться произвольное внимание. Это позволя­ет делать первые попытки фиксировать результаты наблюдений, используя готовые формы: «Давайте в этом кружочке поставим стрелку на те продукты, которые съел хомячок», «Вот две кар­тинки. На какой из них изображено такое же дерево, как наше?» Это способствует развитию умения анализировать факты и да­вать словесный отчет об увиденном. Дети уже способны улавливать простейшие причинно-след­ственные, связи, поэтому впервые начинают задавать вопро­сы «Почему?» и даже пытаются сами отвечать на некоторые из них, дети четырех лет уже могут иногда предвидеть отрицательные результаты своих действий, поэто­му реагируют на предупреждения взрослого более осмыслен­но; однако сами следить за выполнением правил безопасности совершенно не способны.

Средняя группа.

В средней группе все наметившиеся тенден­ции усиливаются: количество вопросов возрастает, потребность получить ответ экспериментальным путем укрепляется. Благо­даря накоплению личного опыта действия ребенка становятся более целенаправленными и обдуманными. У каждого склады­вается свой стиль в работе. Если к этому времени взрослый су­меет занять позицию старшего друга, ребенок начнет все чаще и чаще задавать ему вопрос: «Как это сделать?» Он может те­перь получать не только два, но иногда и три указания сразу, если действия просты и знакомы. Появляются первые попытки работать самостоятельно. Непосредственное участие взрослых в работе уже не так важно, если, конечно, процедуры просты и не опасны. Однако визуальный контроль со стороны взрослого пока необходим — и не только для обеспечения безопасности экспериментирования, но и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятель­ность четырехлетнего ребенка затухает, как останавливаются часы, когда кончается завод. В средней группе впервые начинают проводиться экспери­менты по выяснению причин отдельных явлений, например: «Почему этот камешек нагрелся сильнее?» — «Потому что он имеет черный цвет»; «Этот платочек высох быстрее. Почему?» — «Потому что мы его повесили на батарею». При фиксации наблюдений чаще всего используют готовые формы, но в конце года постепенно начинают применять ри­сунки, которые взрослые делают на глазах у детей, а также пер­вые схематические рисунки тех детей, у которых технические навыки развиты достаточно хорошо. Определенные усложнения претерпевают и последние этапы экспериментирования: давая словесный отчет об увиденном, дети не ограничиваются отдельными фразами, сказанными в ответ на вопрос педагога, а произносят несколько предложений, ко­торые хоть и не являются развернутым рассказом, но уже при­ближаются к нему по объему. Воспитатель своими наводящими вопросами учит выделять главное, сравнивать два объекта или два состояния одного и того же объекта и находить между ними разницу — пока только разницу. Наконец, в средней группе можно пытаться проводить дли­тельные наблюдения, которые хоть и не являются эксперимен­тами в прямом смысле слова, но создают предпосылки для про­ведения длительных экспериментов в будущем году.

 Старшая группа.  Дети, стоящие на пороге шести лет, должны по­стоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так…», «Давайте посмотрим, что будет, если…» Роль воспита­теля как умного друга и советчика возрастает. Он не навязыва­ет своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, ис­пробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Да и то не сразу даст ответ в готовом виде, а постарается разбудить самостоятельную мысль детей, с помощью наводящих вопро­сов направить рассуждения в нужное русло. Однако такой стиль поведения будет эффективным лишь в том случае, если у де­тей уже выработан вкус к экспериментированию и сформиро­вана культура работы. В старшей группе возрастает роль заданий по прогнозирова­нию результатов. Эти задания бывают двух видов: прогнозиро­вание последствия своих действий и прогнозирование поведе­ния объектов. Например: «Ребята, сегодня мы с вами посеяли семена, из которых вырастут новые растения. Как вы думаете, какими они будут через 10 дней?» Каждый рисует рисунок, в котором отражает свои представления. Через 10 дней, сверяя рисунки и реальные растения, устанавливают, кто из ребят ока­зался наиболее близок к истине. Иллюстрацией второго случая является такой пример: «Артём, ты собираешься посадить хо­мячка в эту коробку. Подумай, что надо сделать, чтобы он не убежал».

   При проведении опытов работа чаще всего осуществляется по этапам: выслушав и выполнив одно задание, ребята получа­ют следующее. Однако благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент и затем сле­дить за ходом его выполнения. Уровень самостоятельности де­тей повышается.

    Расширяются возможности по фиксированию результатов. Шире применяются разнообразные графические формы, осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов (гербаризация, объемное засушивание, консервирование и пр.). Поддерживае­мые доброжелательным интересом со стороны взрослого, дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, де­лать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном. Но мера самостоятельности (по крайней мере, по сравнению со взрослым) пока невелика. Без поддержки со стороны педаго­га — хотя бы молчаливой — речь детей постоянно прерывается паузами. В старшей группе начинают вводиться длительные экспери­менты, в процессе которых устанавливаются общие закономер­ности природных явлений и процессов. Сравнивая два объекта или два состояния одного и того же объекта, дети могут нахо­дить не только разницу, но и сходство. Это позволяет им начать осваивать приемы классификации.

    Поскольку сложность экспериментов возрастает и самостоя­тельность детей повышается, необходимо еще больше внима­ния уделять соблюдению правил безопасности. В этом возрасте дети довольно хорошо запоминают инструкции, понимают их смысл, но из-за несформированности произвольного внимания часто забывают об указаниях и могут травмировать себя или то­варищей. Таким образом, предоставляя детям самостоятельность, воспитатель должен очень внимательно следить за ходом работы и за соблюдением правил безопасности, постоянно напоминать о наиболее сложных моментах эксперимента.

Подготовительная  группа. Проведение экспериментов должно стать нормой жизни. Их надо рассмат­ривать не как самоцель и не как развлечение, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятель­ности и все стороны воспитания. Инициатива по их проведе­нию распределяется равномерно между воспитателем и детьми. Начинают практиковаться такие эксперименты, в которых дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методи­ку и распределяют обязанности между собой, сами его выпол­няют и сами же делают необходимые выводы. В таких случаях роль педагога сводится к общему наблюдению за ходом работы и выполнением правил безопасности. Безусловно, по сравне­нию с обычными опытами доля таких экспериментов в дет­ском саду невелика, но они доставляют ребятам огромную ра­дость.

    Детям седьмого года жизни доступны такие сложные умственные операции, как выдвижение гипотез (простейших с точки зре­ния взрослого, но достаточно сложных для них), проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не под­твердится. Семилетки способны делать выводы о скрытых (не воспринимаемых непосредственно) свойствах предметов и яв­лений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое, красочное описание увиденного. Результат во многом определяется качеством постановки работы во всех возрастных группах. Если в свое время ребенка целенаправленно не гото­вили к экспериментаторской деятельности, он задерживается на предыдущих стадиях развития и не поднимается на более высокий уровень. Такой ребенок и в 5, и в 6, и в 7 лет не умеет ни играть, ни экспериментировать, ни трудиться. Он умеет только манипулировать предметами: вытаскивает из ящиков все иг­рушки, раскладывает ровным слоем по квартире — и больше ничего.